Отличие понятий «воспитание», «становление», «формирование», «социализация», «самовоспитание», «перевоспитание»

Понятие «воспитание» связано и в то же время отличается от по¬нятий «становление», «формирование», «социализация». Социализа¬ция — процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт, избирательно вводит в свою систему поведения такие нормы и правила пове¬дения, которые приняты в данном обществе или социальной группе. Становление — термин, отражающий достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый цен¬ностный выбор. Формирование личности — процесс изменения лич¬ности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появ¬ления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности. Воспитание — целенаправленный процесс формирования личнос¬ти с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом. Воспитание как педагогическое понятие включает три существенных признака: 1) целенаправленность, наличие какого-то образца, социально-куль¬турного ориентира, идеала; 2) соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; 3) наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний. Хорошо организованное воспитание приводит к формированию способности человека к самовоспитанию — когда ребенок освобож¬дается от влияния воспитывающих его взрослых и свое «Я» превраща¬ет в объект собственного восприятия и самостоятельного продуманно- го воздействия на самого себя в целях самосовершенствования, само¬развития. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания. Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта пред¬шествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без само¬воспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться. Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение — это процесс непосредственного получения челове¬ком опыта поколений благодаря собственным устремлениям и выбран¬ным средствам. В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способ¬ность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства их пробуждения, при¬ведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утвер¬ждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно постав¬ленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает использование таких приемов как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на прой¬денный за определенное время путь); осмысление собственной де¬ятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); са¬моконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий). Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, про¬граммы действий, контроля за выполнением программы, оценки полу¬ченных результатов, самокоррекции. Самоопределение представляет собой сознательный выбор челове¬ком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, про¬фессии, условий жизни. К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообла¬дание, самостимулирование. Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение. Самообладание опирается на самоубеждение, самоконтроль, само¬приказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуж¬дение. Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободре¬ние, самопоощрение, самонаказание, самоограничение. Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеж¬дение являются основными приемами самовоспитания. Стремление исправить, скорректировать, добавить, ликвидировать какие-либо качества и привычки характеризуют процесс «перевоспи¬тания». К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах лич¬ности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе о противоправных деяниях.