АНТИЧНЫЙ РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ

Именно этот вариант риторических позиций получил как самое широкое распространение на разных исторических этапах, так и наиболее глубокое теоретическое обоснование. Это направление объединяет в себе крупнейших теоретиков и ораторов – Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона. В сущности, древнегреческая устная традиция и героический эпос уже закладывали основу созревающего риторического идеала. В поэмах Гомера представлены ораторы – Менелай, Одиссей, приведены тексты их речей, показана сила их воздействия на людей в решающие моменты борьбы. ВIV–III вв. до н. э. сформировались теоретические позиции этого направления, риторического идеала, они оказали и оказывают сильное влияние на судьбы этики, литературы, культуры в целом. 1. Цели риторики и ораторского мастерства Сократ, Платон, Аристотель видели в служении добру и счастью людей. Сила убеждения как основное достоинство красноречия, мастерства не в том, чтобы достигать собственных целей, подчинять людей себе, а в том, чтобы понять, в чем счастье людей и как его достигнуть. 2. Риторика – это не только практика общения и красноречия. Эта наука имеет свой предмет – речь, она тесно связана с философией, языком, логикой, этикой, литературоведением. Риторика имеет свои цели, закономерности, структуру. В рамках этого риторического направления сформировалось учение о канонах (инвенции, диспозиции, элокуции и пр.), разработаны связи с поэтикой, стилистикой, просодией, логикой, теорией воспитания и образования. 3. Разрабатывалась идеальная модель оратора как личности высокообразованной, высоконравственной, активной, коммуникабельной. 4. Если в софистической системе отношение к слушателю не было уважительным, то этика античного идеала требовала обращения к слушателю с уважением. 5. Крупнейшие античные ораторы ценили истину и на практике подтверждали твердость своих убеждений, свою позицию. Известно, что великий Сократ мог спасти свою жизнь, но предпочел смерть бегству, выпив чашу с цикутой. Но даже в классической риторике признавалась необходимость гибких решений дилеммы «правда – ложь» (например, сохранение военной тайны). При большом внимании к логике текста все же преимущество уделялось структуре языковых форм, меткости выбора слов, использованию выразительных средств языка, культуре речи. Культура диалога, мастерство спора достигли наиболее высокого уровня в литературном наследии Платона: «Федр», «Апология Сократа», «Лисий» и др. Культура речи, выражение мысли доводились до высочайшего совершенства. Многие писатели восторгались звучанием древнегреческой латыни времен Цицерона и Сенеки.